ljfun (ljfun) wrote,
ljfun
ljfun

Categories:

Катастрофа на пути к сверхзвуковому барьеру

1

Во времена СССР, как известно, государство не любило придавать огласке техногенные катастрофы, и всячески стремилось скрыть сам факт произошедшего ЧП либо минимизировать освещение в прессе его последствий. В условиях тотального контроля над СМИ и закрытости от мира советского общества это было вполне выполнимой задачей.

Однако то, что произошло 3 июля 1973 года с новейшим сверхзвуковым лайнером Ту-144, скрыть было невозможно — самолет потерпел крушение на международном авиакосмическом салоне во французском Ле-Бурже, на глазах у сотен тысяч зрителей.

Тушка, разработанная в конце 60-х, была первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер — вопреки расхожему мнению, он это сделал раньше своего западного конкурента, французского «Конкорда».

Машина должна была продемонстрировать и советскому народу, и всему миру, что СССР умеет создавать уникальные технологии не только для армии и космоса, но и для гражданской сферы, так сказать, «для простых людей». Сверхзвуковой «Туполев» был машиной-красавцем - футуристический, острый как ракета его корпус завораживал, самолет был эстетически совершенен. Но вот с технической стороны все было не так замечательно: как и всякая принципиально новая разработка, Ту-144 имел массу недоделок в конструкции, которые устранялись прямо по ходу испытаний.

К 1973 году самолет сочли вполне годным для того, чтобы показать в действии западной публике. О том, что случилось с тушкой во время выполнения полета 3 июля, о причинах страшной катастрофы, единого мнения нет. Ту-144, совершив ряд маневров в воздухе, вошел в пике. Экипаж пытался вывести машину из пикирования, но из-за страшных перегрузок лайнер развалился в воздухе на глазах у трехсот тысяч посетителей авиавыставки.

Обломки разбросало на территории длиной в километр, часть из них упала на близлежащий городок Гуссенвиль, разрушив там пять домов и еще повредив двадцать строений.

2

3

Помимо 6 членов экипажа погибли 8 человек на земле, в том числе 3 ребенка. 25 человек получили ранения.

В ходе расследования выяснилось, что основной речевой самописец не был включен перед полетом, а аварийный самописец, так же как и другие регистраторы (пресловутые «черные ящики») были уничтожены в момент крушения. На основании изучения обломков лайнера, комиссия пришла к выводу, что все его системы работали исправно, и было неясно, почему же «Туполев» вошел в смертельное пике.

В качестве версии называлась попытка экипажа уклониться от столкновения с французским истребителем «Мираж», который поднялся в воздух, чтобы сфотографировать Ту-144 в полете. Хотя «Мираж» был на безопасном расстоянии от лайнера и никакой, даже теоретической, опасности столкновения не было, само появление французского истребителя могло стать для экипажа неожиданностью и, совершая неудачный маневр, советские пилоты могли свалить «Туполев» в пике. Впрочем, учитывая опытность экипажа, эта версия представляется спорной.

Другая версия заключается в том, что один из летчиков, используя в кабине любительскую кинокамеру (камера в кабине действительно была), выронил ее из рук, она сместила и заблокировала штурвальную колонку - в результате Ту-144 выполнил маневр в запредельном режиме и разрушился.

Все эти версии являются слабыми, и официально причина катастрофы Ту-144 считается до сих пор неустановленной.

Так или иначе, гибель Ту-144, повлекшая значительные разрушения на земле, стала одним из самых крупных страховых случаев в истории отечественной авиации.

Только Министерству авиационной промышленности СССР «Ингосстрах» выплатил пять миллионов рублей, значительные выплаты были сделаны и французской стороне. В музее страхования «Ингосстраха», что на Пятницкой улице, есть отдельная экспозиция, посвященная истории катастрофы Ту-144, последствия которой расхлебывал «Ингосстрах». (Музей, надо сказать, достойный – там есть на что посмотреть и кроме тушки. Тем более что в рамках акции «Ночь музеев», которая начнется вечером 17 мая, его можно посетить бесплатно. Если я не ошибаюсь, двери открыты с 19 часов).

…Кстати, сам лайнер Ту-144 в 1977 году все же был введен в эксплуатацию, правда, совсем на короткий срок — до 1978-го, после чего история советской сверхзвуковой авиации закончилась. Грустно…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments